Дети

Из цикла «Наши дети — кто они?» Волевые «молчуны»

Волевой «молчун».

Есть такая категория детей, которые вступают в разговор лишь с избранным кругом лиц, и этот круг весьма ограничен. Невротическое заболевание называется «избирательный мутизм». «Mutus» — с латинского языка — «немой». «Избирательный» — означает, что малыш говорит только с теми людьми, которые заслужили его высочайшее доверие. На первый взгляд, мутисты — это крайне застенчивые дети. Однако, это не совсем так. Патологическая застенчивость может быть в основе данного явления, но, как правило, истоки его совсем иные. Психологи, специализирующиеся на работе с «юными молчальниками», не видели ни одного робкого или застенчивого. Они пишут, что такие дети, как правило, обладают очень сильным и волевым характером, а также несгибаемым упрямством. Чтобы не произносить ни слова в компании разговорчивых людей — каким надо обладать упорством и недюжинной выдержкой. . . При всем этом мутисты все хорошо слышат, понимают, нередко обладают острым и парадоксальным умом, наблюдательностью и фантазией. Их взгляд — взгляд полководца, оценивающий поле боя и способы манипуляцией солдатами.

Итак, основой такого характера является «скрытое стремление к лидерству» и чрезмерная гордыня. Иногда молчание на людях является следствием раненого самолюбия, когда достоинство ребенка действительно как-то оказывается ущемлено (например, ребёнку, который заикается и стесняется, может быть трудно говорить). Но очень часто ребенок умственно развит, прекрасно говорит. Напрашивается вывод, что ему хочется царить. Но в силу ограниченности возможностей, он понимает, что может царить лишь в своей семье. Хотя очень часто такие детки обращают на себя внимание других. Самое печальное, что мутист может прекрасно обходиться без компании детей, ведь мутизм проявляется у дошкольников и младших школьников, когда потребность в общении может быть не столь ярко выражена.

Нельзя не отметить особый тип связи таких деток с их матерями. Для психологов не секрет, что многие особенности детского характера провоцируются родительскими отношениями. Как только родители меняют поведение, поведение детей корректируется автоматически. Мать вынуждена быть с малышом-молчуном неотступно. Без неё невозможна связь с другим миром. Мать как «слуга» прикована к своему «господину», что может сильно осложнять ей жизнь.
Даже с папами и бабушками с дедушками такие дети не всегда остаются.

На первый взгляд, мать это угнетает. Но вот вопрос — как только советуешь начать матери изменить линию поведения, она отказывается наотрез. Рекомендации психолога оказываются трудновыполнимы, невозможны, неблизки, и так далее. Так ли против мать быть настолько тесно связанной со своим ребёнком? Семейные психологи утверждают, что молчание ребёнка выгодно всей семье, это значит, и маме, и папе в том числе.

Если внимательнее рассмотреть семейную ситуацию, оказывается, что мать не удовлетворена личной жизнью. Либо у неё нет мужа, либо он уделяет ей недостаточно времени. Сознательно мать может быть недовольна странностями своего дитя. А бессознательно она чувствует удовлетворение от того, что она необходима, нужна, незаменима. Такую связь мать и дитя психологи называют «психологическим браком». С мальчиком это всепоглощающая любовь. С девочкой — любовь-ненависть, притяжение — отталкивание.

 

Нельзя:

1. Относиться к мутизму как к капризу и принимать жесткие и карательные меры. Мутизм — это не каприз, а сложная форма невроза, спровоцированная родителями в том числе.

2. Бояться обидеть мутиста или оттолкнуть его необходимой строгостью.

3. Требовать всего и сразу.

4. Ожидать, что ребенок будет суперчутким, супервнимательным, в общем каким-то таким, каким он не является. Ожидая от ребенка слишком многого, вы рискуете разочароваться в нем и обидеть его.

Надо:

1. Реально захотеть сделать ребенка самостоятельным и честно разобраться в первую очередь с супружескими отношениями. Это трудный шаг. Но необходимый для будущего счастья ребенка.

2. Реально ставить ребенка в такие ситуации, где он может и даже должен проявить самостоятельность. Например, вы больны и для Вас надо попросить таблетку у соседки. Или вы не взяли игрушки на площадку, а малыш очень хочет играться ими, и у других детей есть похожие. Только уговаривать не надо. Иначе ребенок может специально упрямится.

3. Действовать гибко: хвалить за общение, не бояться поставить упрямца перед выбором — или ты с нами занимаешься интересным делом и говоришь, или ты остаешься в стороне, без игры, но со своим молчанием.

4. Бывать с детьми в тех группах детей, которые могут обновляться за счет новых людей — дворы, театральные студии. Увлеченный игрой, ребенок может забыть о своем обете молчания и начать общаться в увлечении.

5. Как только ребенок стал говорить — а это является переломным моментом — его надо хвалить по-царски — бурно, активно, шумно. Молчун должен понять, что свою долю внимания и власти он получит другим способом — активно общаясь. Общением ребенок должен гордиться больше, чем молчанием.