Дети Статьи специалистов

Как преодолеть детские страхи? Ольга Пономарева, психолог-консультант

Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда, если учесть напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события. Так, подавляющее большинство возрастных страхов существуют только тогда, когда ребенок представляет их по какому-либо поводу или ему напоминают окружающие. Есть и, так называемые, «немые» страхи, часто отрицаемые детьми при опросе, но признаваемые родителями. Это прежде всего ситуативные страхи опоздания (у дошкольников), животных и неожиданных звуков.

   Существуют две взаимоисключающие точки зрения в отношении возникших страхов. По одной из них, страхи — это сигнал к тому, чтобы еще больше оберегать нервную систему ребенка, предохранять его от всех опасностей и трудностей жизни. Подобной точки зрения нередко придерживаются некоторые врачи-невропатологи и педагоги, советующие лечебно-охранительный режим вместе с исключением чтения сказок, просмотра мультфильмов и остальных телепередач, посещения новых мест. Такие советы родители охотно воспринимают как необходимость ограничения самостоятельности, усиления опеки и начинают беспокоиться с удвоенной энергией. Получается, что ребенок еще больше изолируется от окружающего мира, контактов со сверстниками и оказывается в замкнутой семейной среде, где продолжение общения с тревожно-мнительными взрослыми только усиливает его подверженность страхам, опасениям и сомнениям.

  Противоположный взгляд состоит в игнорировании страхов как проявлений слабости, безволия или непослушания. Страхи не замечают, ребенку не сочувствуют, над ним иронизируют, смеются, а то и наказывают за проявления трусости и малодушия. При такой бездушной или репрессивной тактике родителей, дети боятся признаться не только в своих опасениях и страхах, но и в переживаниях вообще. Тогда со страхами, как интимными переживаниями, выплескиваются и доверие, искренность, открытость детей в отношениях с родителями. Жестокость и бесчувствие, культивируемые в таких семьях, деформируют характер детей, «не страдающих» в подростковом, юношеском и взрослом возрасте от избытка человеческих чувств и переживаний.

  Страх, следовательно, можно устранить и крайними мерами. Но система тотальных предохранений и необоснованных наказаний, искусственная изоляция ребенка рухнут, как карточный домик, при столкновении с жизнью в более старшем возрасте, а закрытость чувств и двойственность в характере придется по душе далеко не всем в дальнейшем.

  Наиболее адекватный вариант — отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Если страх выражен слабо и проявляется временами, то лучше отвлечь ребенка, занять интересной деятельностью, поиграть с ним в подвижные, эмоционально насыщенные игры, выйти на прогулку, покататься с горки, на санках, лыжах, велосипеде. Тогда многие страхи рассеиваются, как дым, если к тому же ребенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение.

  Следовательно, чем больше интересов у детей, тем меньше страхов, и, наоборот, чем больше ограничен круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих ощущениях, представлениях и страхах. В большинстве случаев страхи уходят сами, так и не заявив о себе в полный голос. 

   Малышам от двух до пяти лет зачастую просто требуется «защита». Таким детям тщетно объяснять, что в темной комнате нет ничего страшного. Достаточно дать понять ребёнку, что вы рядом с ним, поэтому бояться нечего. Естественно, что предоставлять самостоятельность надо как можно раньше, когда малыш только начинает ползать. Убрав все опасные предметы, родители должны разрешать ему свободно передвигаться по квартире. Самостоятельность всячески поощряется, «нет» произносится только в самых необходимых случаях, но зато соблюдается неукоснительно. И у самих родителей нет испуганного выражения лица, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Они спокойны, потому что знают: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны. Дошкольникам и детям младшего школьного возраста фантазия и ваша поддержка помогут преобразовать страх перед таинственным и неизведанным в ожидание сюрприза. Дети дошкольного  и младшего школьного возраста гораздо чётче представляют природу своего страха. В их рисунках ещё сквозит определяющая обобщённость, но появляются хорошо узнаваемые детали из жизни. Такая узнаваемость на рисунке помогает взрослому понять причину детских страхов. Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка. Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей. Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее — не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий. 

     Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола, которого по-прежнему любят. Подобным образом устанавливается модель семейных взаимоотношений. Заметим, что эмоционально теплые отношения с обоими родителями возможны только при отсутствии конфликта между взрослыми, поскольку в этом возрасте дети, особенно девочки, очень чувствительны к отношениям в семье (как, впрочем, и к отношению других значимых для них людей). Авторитет родителя того же пола уменьшается из-за эмоционально неприемлемого для ребенка поведения и неспособности стабилизировать обстановку в семье.

Дети старшего школьного возраста могут преодолеть свой страх, используя своё воображение и чувство юмора. С возрастом дети довольно определённо формулируют для себя список «страшных» проблем. Как правило, они касаются взаимоотношений со сверстниками и окружающим взрослым миром.

Первым этапом в преодолении чувства страха является его конкретизация: пусть малыш назовёт страх, нарисует его, споёт, как он звучит,  изобразит его сам — с помощью рук, ног, мимики.  Именно конкретизация страхов поможет ребёнку избавиться от неопределённости  и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает.  Расскажите малышу о его страхе, познакомьте ребёнка с ним: то, что понятно, уже не пугает.

Для преодоления боязней можно использовать изобразительное искусство. Не ограничивайте детей в использовании изобразительных средств. Чем младше ребёнок, тем больше должны быть и кисть, и бумага.

Второй, не менее значимый этап в преодолении чувства страха — моделирование выхода из сложившейся ситуации. Существует много  приёмов и способов:

-дорисовка защитного объекта;

-закрашивание «страшного»;

-уничтожение зла (скомкать, порвать, выбросить);

-дорисовка интересных интригующих деталей («сюрприз»);

— видоизменение рисунка: превращение страшного в смешное;

— развитие (дорисовка) ситуации, с возможными последующими решениями;

— украшение мрачного, преобразование в красивое;

— «заглядывание в темноту»(расчищение тёмного пространства).

  Малышам бывает гораздо проще нарисовать, не детализируя, страх, чем описать его  словесно, поскольку ассоциативное мышление у них развито лучше. Рисуя, такой ребёнок, не просто изображает конкретные предметы, а живёт в выдуманном микрокосме. Ребёнок додумывает то, чего нет на рисунке. Для вас нарисована коробка, а малыш «видит» в ней  куклу или книжку. И ребёнок подробно опишет, как живут кукла и книжка, как они выглядят. Малышам бывает гораздо проще нарисовать, не детализируя, страх, чем описать его  словесно, поскольку ассоциативное мышление у них развито лучше. Дети дошкольного  и младшего школьного возраста гораздо чётче представляют природу своего страха. В их рисунках ещё сквозит определяющая обобщённость, но появляются хорошо узнаваемые детали из жизни. Такая узнаваемость на рисунке помогает взрослому понять причину детских страхов.

   Игра — способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра — это движение, победа, радость, удовольствие. Игра для ребенка — дело серьезное, поэтому и относиться к ней надо соответствующим образом.

Игра, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование — катарсис.

Игра невозможна без риска, и нежелание быть последним, проигравшим, так же, как и надежда на победу, представляет собой моделирование, репетицию возможных жизненных ситуаций, что позволяет лучше адаптироваться к ним в реальной жизни.

Предложите ребёнку проиграть травмирующую ситуацию самому или через куклу. Завершите этот опыт, подскажите малышу положительный выход из ситуации.

Читайте также:

 «Возрастные причины детских страхов»

«Внешние факторы, влияющие на возникновение детских страхов»