Без рубрики

Как преодолеть детский страх перед лечением?

Вы – любящий родитель и стремитесь сделать максимум для Вашего ребёнка? Вы сталкивались со страданием и страхами вашего чада, когда его лечили доктора? Тогда пришло время подумать, как смягчить детские страхи перед врачами и лечением, а, может, и заменить их на более приятные переживания. Возможно, Ваш ребёнок сейчас здоров, и Вам не хочется думать о том, что он заболеет, Вы закаляете его и так далее. Но, согласитесь, что с докторами ребёнок встречается прямо с первого момента рождения и регулярно всю жизнь, хотя бы для профилактического осмотра и очередного приятного: «Ваш Вася (Ваша Ира) в полном порядке». Поэтому идея о комфортном знакомстве с врачами не так уж и плоха. Дети сталкиваются и с лечением, которое часто неприятно и может пугать малыша. При неправильном разрешении детские страхи как мины замедленного действия. Они сохраняются в психике и с возрастом подрывают уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. В разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов. Запомните их, и при столкновении с травмирующей ситуацией болезни учитывайте возраст и особенности психики ребёнка:

0-1год. Новорожденные пугаются резких звуков, падений, яркого света и приближения больших предметов. Если вы лежите в роддоме, пришли в поликлинику, защищайте малыша от света, не двигайтесь резко вместе с ним к докторам. В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3-х лет. В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры). Старайтесь посещать врачей или лежать в больнице сами, если вы мама. В 8 месяцев ребёнок на короткое время становится наиболее чувствителен к музыке и голосу. Если мать в это время проявляет раздражение, она рискует напугать дитя. Исследователи недавно установили, что дети до года испытывают боль более сильную, дольше по времени и обширнее по месту относительно источника, чем взрослые. Будьте осторожнее с болевыми местами ребёнка.
1-3 года. В год появляется боязнь неожиданной боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущимся транспортом. В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план, затем следуют страхи одиночества. Появляется боязнь темноты. По сравнению с 1-ым годом, уменьшается страх неожиданных звуков. Итак, лучшим средством от лечебного стресса является его профилактика. Перед походом к доктору подготовьте малыша. Ещё до болезни познакомьте его со средствами лечения (см. статью дальше). В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании и не подавляется чувство собственного «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции и переживания). Так что на этом этапе можно подключить папу к посещению поликлиники. Если ребёнок плачет в поликлинике, постарайтесь поменьше реагировать на недовольство других посетителей или отведите дитя в укромный уголок. Успокойте его доброжелательным тоном. Угрозы отдать дяде, уйти могут обострить страх. Ищите позитивный и менее травматичный способ остановить слёзы.
3-5лет. От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны. Исследования показывают повышенную чувствительность детей преддошкольного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно, все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.
5-7 лет. В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихий. Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье. По данным факторного анализа на ЭВМ, наибольший удельный вес имеет фактор страхов, в который входят страхи одиночества, нападения и сказочных персонажей, причем у мальчиков в большей степени, чем у девочек. В этом возрасте возможна проработка страхов с помощью рисунков и кукол.
От 7 лет. В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, то есть быть неуспешным. Страхи приобретают социальную направленность. «Вот тётя Доктор тебе покажет! » – не лучший способ помощи в установлении контакта врачей и маленького клиента.
Как помочь родителю.
Уже не секрет, что ребёнок – существо чуткое и зависимое от взрослых. Внушённые извне cтрахи возникают у чад чересчур беспокойных родителей. Боязнь крови, уколов, операций, смерти, врачей может проявляться во «взрослых» разговорах, негативных эмоциях по отношению к лечению, повышенной конфликтности с медперсоналом, а также слезах, апатии родителя во время болезни ребёнка. Если мать боится, например, уколов, она старается предостеречь и ребенка, а на самом деле — передает ему испытанные в своем детстве страхи. Разговоры между взрослыми при ребенке об ужасах смерти, операций, болезней, «хапугах-докторах», «некачественной медицине» помимо воли запечатлеваются в его психике. Если Вы обратились за помощью к конкретному доктору, больнице, учитесь доверять им, видеть старания медперсонала и доброжелательно решать конфликты. Если Вы не в силах справиться волнением, подумайте, что Вы можете ошибаться, и Ваше чадо ожидает более благоприятный исход дела, нежели Вы ему нарисовали. А тогда зачем тратить силы на опасения, если можно подумать и раскрасить мир больного дитя яркими красками?

Перенаправьте свою энергию.
Для борьбы с детскими переживаниями родителю необходимо самому успокоиться и разобраться со своим внутренним миром. Стабильный родитель– гарантия стабильного и счастливого ребёнка. Страх уродует и мышление, которое становится все более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях оно теряет гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями и сомнениями. Из запуганного ребёнка вырастает взрослый человек, который, став мужем или женой, отцом или матерью, испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений и, скорее всего, передаст свои волнения, тревоги, страхи следующему поколению. Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда.

Как помочь ребёнку.
Лечить против воли, насильно – температура повысится, самочувствие от слез и скандалов ухудшится. Что же делать, если малыш заболел или чего-то боится?
Прежде всего, если это возможно, поговорить. Ребёнок попадает в изоляцию, из которой ему становится очень трудно выбраться самостоятельно. Отсутствие внимания и безразличия создают не меньше страхов, чем постоянное внимание и опекунство. Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить. Выясните причину и суть страха. Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый. Придумывайте сказки и истории про добрых докторов – как врач вылечил зайчика, помог обезьянке снова начать прыгать. Готовьте ребенка заранее к посещению поликлиники. Повышайте самооценку малыша, обращая внимание на признаки выздоровления, подчёркивая его личные усилия для этого.
Расскажите историю из своей жизни, когда вы болели, страдали и справлялись со страданиями. Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает. Дитя 6,5-9 лет может сам контролировать приём таблеток, сам ставить градусник и записывать температуру в домашний журнал, описывать своё физическое и эмоциональное состояние.
Следующие признаки помогут Вам распознать наличие страхов, если ребёнок не признаётся в них:
— Беспокойный сон с кошмарами;
— Трудности при засыпании;
— Боязнь темноты;
— Заниженная самооценка.
Рисование. Для маленьких детей (до 6лет) мир фантазии реален. Разобравшись с опасением на бумаге, малыш перестаёт бояться в реальности.
Нарисуйте силуэт доктора, вырежьте его. Вместе с малышом прорисуйте доброе выражение лица, табличку на халате, цветочек в кармашке, бантик под колпаком, кота на плече. Добавьте доктору симпатичных деталей, а потом расскажите про него хорошую историю. Ваш малыш сменит гнев на милость.
Пусть малыш нарисует свою болезнь и преобразит её: украсит, сделает меньше, поместит в чемодан и отошлёт в Африку, сожжёт или разорвёт её.
Игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, так как в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие из вызывающих опасение жизненных коллизий. Когда ребенок заболевает, обязательно нужно играть с ним в больницу, многократно отрабатывая все процедуры на игрушках и “понарошку”. При этом ребенок обязательно должен побыть как в роли больного, так и в роли доктора. Полезно продемонстрировать непослушного пациента, которого маленький доктор будет уговаривать принять лекарства. Можно сшить колпак и белый халат для наглядности.
Куклотерапия. Ребенок от лица куклы играет себя. Такое проигрывание ситуации помогает ребенку понять, как с ней справиться. Детки от пяти до девяти лет так живо откликаются на взаимодействие с куклой, что результаты всякий раз удивляют даже опытных психологов. Предложите ребёнку поиграть с куклой как будто бы кукла – это он. Разыгрывайте сценки. Чем кукла Катя больна? Как Катя ходила к доктору? Как кукла лечится? Свои страхи или недостатки дети видят в кукле в утрированной форме, смеются над ними и освобождаются от них.
В 1917-1922 гг. первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении. В настоящее время театр кукол ездит по больницам с большим успехом. Есть такая волшебная кукла – Добрый доктор. Он надевается на руку. Сшейте её сами. Снабдите одеждой и медицинским реквизитом. Пусть доктор шутит, смешит ребёнка, падает, теряет очки, спрашивает малыша, как его дела. Добрый врач становится союзником ребёнка против его болезни и мобилизует ресурс на выздоровление. Дети любят такого доктора, делятся с ним, доверяют ему и даже лечат.

А теперь практические советы для распространённых случаев лечения.

1. Помните, что Ваш ребёнок – человек, но ещё маленький. Во время болезни ещё чаще обнимайте его, гладьте, пойте песенки. Можно даже кормить его, одевайте его, носить на руках. Тогда Вам легче будет проделать с ним некоторые лечебные процедуры. И обласканный малыш поправится быстрее

2. Если ребенок не хочет лежать в постели – поиграйте в убежище, гнездышко. Оставив малышу в гнездышке книжку с картинками или игру, Вы сможете ненадолго отлучиться по делам (“слетать за кормом”).

3. Чтобы ребенку было интересно парить ноги, накидайте в тазик небольших игрушек. Пусть малыш попробует схватить их пальцами ног, зажать между ступнями, закрыть глаза и на ощупь определить, что это за игрушка. Можно бросать и резиновые колечки, пластмассовые крышечки от бутылок.

4. Если Вы делаете ингаляции над кастрюлькой, рассыпьте в ней разноцветные камушки или пуговицы. Попросите малыша отыскать одинаковые камушки, найти красную пуговичку на ножке, рассказать, какая пуговица ему больше всех нравится. Предложите ребенку закрыть глаза и выложите из пуговиц интересную картинку.
Если Вы пользуетесь прибором «Солнышко» – можно приставлять его к носику малышка во сне.

5. С 4 лет Большинство детей выдумывают различные ритуалы, чтобы чувствовать себя уверенней или избавиться от страхов. Лучшее, что могут родители – помнить о таких ритуалах и не мешать их соблюдать. С 5 лет можно познакомить ребёнка с набором тематических карточек с рисунками на тему лечения. Поговорите с малышом об увиденном, объясните значение незнакомых предметов, действий, эмоций детей.

6. Иногда лучше уговоров помогают простенькие сказки. Расскажите о проблеме малыша и способах лечения, выбрав главным героем какого-нибудь зверя или выдуманного мальчика\девочку. Возможность посмотреть на ситуацию со стороны поможет ребенку свыкнуться с неприятной необходимостью.
Ещё есть замечательная книжка с картинками: «Доктор Айболит». Если её прочитать, комментируя картинки и ситуации, а потом разыграть актуальные истории болезни на игрушках, Ваш ребёнок поближе познакомится со стрессовой ситуацией. Даже совсем маленький малышок (иногда и с 8 месяцев) способен воспринимать коротенькие рассказы по картинкам.

7. Перед посещением зубного врача или действия, связанного с болью, похвалите малыша за силу и терпение, объясните, что может быть чуть-чуть неприятно, но он уже большой и сможет потерпеть. А вытерпеть боль ему поможет такое упражнение: пусть он ритмично сжимает кулачки и приговаривает: «Я терплю-терплю-терплю, боль ловлю-ловлю-ловлю». После лечения предложите малышу стряхнуть ладошки.

8. Если ребенок не позволяет Вам посморкать нос, помазать ранку, попшикать в горло, закапать в глаз или тот же нос, предложите ему сделать это самостоятельно или совместно с Вами. Мы с дочкой вместе чистим уши даже ватными палочками. Можно сначала намазать зелёнкой ноги и руки какой-нибудь лекгосмываемой пластмассовой «Кате», прочистить слонику нос, а потом попросить показать слонику, как правильно себя вести, если ему нужно посморкаться. Могут позволить ребёнку полечить сначала их и мама, и папа, и бабушка. Только хорошо бы не всем вместе сразу, чтобы не побуждать детей громче кричать для привлечения внимания большего народа. Моя дочка терпеть не могла всякие брызгалки и заливалась жутким плачем при их применении каждый раз. Я посадила в ряд её любимые игрушки и «брызгала» их горлышки по-очереди. После того, как дочка попшикала всем горлышки, включая меня, и после бурной реакции всех игрушек (они прыгали от радости, целовали дочку и кричали «Я выздоровел!») она с деловым видом засунула лекарство в ротик и я быстро попшикала. Полвечера лечила всех обитателей дома, включая ботинки и тапочки. Никаких слёз.
После экзекуции зелёнкой предлагаю поставить ребёнку на руке «часы». Моя дочка с удовольствием ставит потом эти «часы» на всех частях тела.
Зелёной ватной палочкой можно порисовать на листе бумаги!
Если крохотный кроха (от 0 до 1 года ) кричит – предлагаю вероломно воспользоваться этим и-таки брызнуть ему в горло (и в нос- всё равно потом заплачет) Точтопрописали. Конечно, успокоить потом – Ваша первейшая задача.

9. Ласка и вкусные подарочки после приёма таблеток подсластят горькую пилюлю. Иногда мамин поцелуй слаще самой вкусной конфеты.

10. Этот совет для деток от 3 лет!!! В освободившиеся ячейки от таблеток можно класть интересные предметы: пуговки, пластилиновые и бумажные рожицы, бусинки, камушки. Может, малышу веселее будет пить таблетку, если он сам положит в пустой «домик» забавного жителя. Ребёнку до 3 лет я бы вообще не показывала и не давала для игры даже пустые упаковки от таблеток для избегания опасного соблазна для начала «просто пошуршать». Опасений перед маленькими предметами тоже никто не отменял.
Для крох таблеточки можно стирать в порошок и мешать с разной едой: соками, супами, кашами, капать на сухарики и хлеб, добавлять в варенье.

11. Крохам разрешайте кушать грудь (если кормите) так долго и столь много, сколько пожелаете. Даже если Вы сами болеете. Антитела от Вас перейдут с молоком ребёнку, и он скорее поправится.

12. Если малышу необходима диета (он отравился или у него пищевая аллергия и др.), уберите с его глаз запрещённые продукты. Не нужно издеваться над маленьким, отказывая ему в любимой еде. Поставьте на видное место то, что можно кушать, нарежьте еду по возможности красиво и сказочно.
С детишками от 3 до 9 лет можно создать игровую ситуацию, в которой ограничен запас продовольствия: полёт на воздушном шаре, катание на подводной лодке, поход в горы, путешествие на луну. Только не забудьте про антураж!
Моя дочка (от года до года и семи месяцев) сразу успокаивалась, когда я, уличённая в поедании запретных конфет, давала ей пососать совсем маленький кусочек, а потом, поспешно проглотив остаток, честно говорила: «У мамы больше нету».

13. Придумайте, разыщите в книгах жизнеутверждающие и весёлые ритуалы, поговорки для выздоровления, чтобы прогнать болезнь. Выполняйте и произносите их вместе с малышом.
Даже если ребёнок маленький, он с удовольствием воспринимает красивую ритмичную речь стихов и поговорок. Малышами до года и годовалым деткам можно повторять короткие знакомые успокаивающие фразы: «Мама тут», «всё пройдёт», «нет-нет-нет, не обидим», «мой хороший» и так далее. Во время купания, например, можно говорить : «С гуся вода, с лебедя вода, с моей дочки худоба. В пустой лес. В большую воду. Под гнилую колоду!»

14. Я – сторонница раннего знакомства ребёнка со «взрослыми предметами», в том числе и из докторского арсенала. Магазины для детей предлагают наборы со слушалками, градусниками,
Этот рецепт в чистом виде годится для возраста примерно от 1 года до 9 лет. Если совсем маленький ребёнок не поймёт, что от него хотят, так хотя бы познакомится с «лечебными предметами»: потрогает и потрясёт градусник (под присмотром мамы!!!), ощупает палочку для держания языка, может, даже погрызёт её, разберёт на части слушалку.

15. Иногда получается сделать пребывание в чужом месте более комфортным для ребенка, показав ему что-то, напоминающее дом. Так доктор кажется не таким страшным, если у него подставка для ручек как у папы, и очередь в банке не такой утомительной, если над головой светят лампы “как у нас в прихожей!”. Берите с собой игрушки, маленькие друзья развлекут малыша и скрасят досуг. Киске тоже можно предложить полечить зубы, а собачка с радостью раскроет рот, чтобы показать доктору зубки.

Какой способ сработает в Вашей семье – вопрос открытый. Не забывайте, что именно Вам знакомиться с вариантами и решать или наблюдать по ситуации, какой подходит именно вашему чаду. Дерзайте и пробуйте! Желаю Вам удачи!

Используемая литература и страницы в интернет:
Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей». – Издательство СОЮЗ Санкт-Петербург2000.
ГолдовскийБ.П. Куклы. Энциклопедия, М., «Время», 2004 г.
Греф А. «Доктор кукла».
http://paininfo.ru/press/1134.html —

http://orangefrog.ru

http://www.childbrand.ua/articles/24/45.html

7 комментариев

  • Уважаемая Ольга!
    1. Скажите, есть ли варианты проработки страхов у детей в возрасте от 0 до 1года?
    2. Что вы подразумеваете под ярким светом: дневной свет, свет от лампы, свет от специального освещения, используемого, например, при проведении операций?
    3. Как определить, что грудной ребенок испугался, а не, например, удивился или восхитился?

    Заранее спасибо за ответы!

    • Уважаемая Екатерина, спасибо за интересные вопросы!
      1. Возраст от 0 до 1 года — важнейший период для установления контакта ребёнка и матери. Мать для дитя — есть весь мир. По исследованиям учёных дети до 1 года, находясь без матери более 3 месяцев впадали в депрессию, отказывались есть, играть. Страх ребёнка в этом возрасте не локализован. Он поглощает младенца и не контролируется им. От 0 до 3 лет важно просто быть рядом и своевременно успокаивать ребёнка, так как реакции страха в это время у младенца часты и естественны. Он не умеет пока реагировать по-другому. Моей дочке очень помогала музыка, которую она слышала ещё в животе, другая классическая музыка тоже. По исследованиям, дети любят Моцарта. С 3 месяцев у малыша фокусируется взгляд и он начнёт запоминать Ваше лицо, другие лица, игрушки. Займитесь профилактикой стрессовых ситуаций — улыбайтесь, носите с собой игрушки. Этот совет, скорее для родителей из детского дома или девиантной семьи, девочка, выросшая в нормальной семье, впитывает такое отношение с рождения. Говорите с малышом до и после стрессовых ситуаций, ваш голос успокоит его. Научные исследования показывают, что дети фиксируют информацию ещё в утробе матери и в 2-3 года способны воспроизводить её. Пусть ваш малыш сейчас не поймёт, что укол витамина не смертелен, но сейчас Вы его успокоите, а в 2-3 года он будет учиться терпеть. Примерно до 8 месяцев велика вероятность, что малыш будет с интересом относиться к врачам, если терпимо относится к раздеванию). А вот с 8 до 12 (и до 2,5-3 лет) весьма вероятен страх чужих, причём, скорее женщин, чем мужчин. Доктора у нас, в основном, женщины, хотя и не все. Тут вполне подойдут советы из статьи: игрушка-доктор, знакомство с предметами лечения и игра с ними.. Если Вас интересует конкретный страх -опишите его, я дам конкретную рекомендацию.

      2. Яркий свет -тот, который испугает младенца. Моя дочка в 6 месяцев невероятно разнервничалась в музее и кричала, пока я не поняла источник крика — яркие гологеновые лампы на потолке примерно 3 метров от пола. А 6 месяцев -это уже не новорождённый период, а грудничковый. Просто не допускайте, чтобы свет светил в лицо.
      3. Я правильно поняла, что у Вас есть грудничок и Вам иногда трудно его понять? Если так -то скажу, что Вы не одиноки, и любая мама всю жизнь прикладывает усилия, чтобы понять своё дитя. Но, ребёнок — человек. И,если, он пугается — он кричит. А, если удивляется, то долго-долго смотрит на предмет. Иногда сложно сказать, удивляется маленький малыш, или думает, но, уж точно, если кричит, то не восхищается и не радуется. Кричит — значит ему определённо плохо.
      Надеюсь, Вас удовлетворили ответы. Пишите ещё.
      С уважением, Ольга

    • И ещё. Какой бы ни был страх — если рядом любящие родители, у ребёнка огромные шансы переработать ситуации позитивно. Любовь лечит. Вот и весь секрет.

  • Ольга, посоветуйте, пожалуйста, как успокоить ребенка и избавить от последующего страха, если после посещения врача малыш испытал боль во время лечения? Ведь одно дело — настроить его перед первым визитом к врачу. А другое дело — повторный визит, когда ребенок уже знает, что человек в белом халате делал ему больно (ставил укол, сверлил зуб и т.д.)? Спасибо.

    • Аня, день добрый. Предложу Вам несколько вариантов, а Вы сориентируйтесь сами, какой больше подходит малышу. Советы будут в тех же областях помощи, которые затронуты в статье: разговор, игра, кукла, рисунок. Это основные формы взаимодействия с маленьким человеком. 1.Если малыш уже говорит — узнайте его переживания и эмоции: страх перед болью, злость на врача и на Вас, страх перед техникой. Возможно, во время разговора вы сблизитесь и малыш чуть-чуть отпустит ситуацию. 2. После разговора определитесь с методом: делайте то, что понятно Вам и близко ребёнку, чтобы избежать фальши и скуки. Если малыш не может говорить или не раскрылся — создавайте сами игровые ситуации, похожие на произошедшую реальность. Как правило, дети сами охотно их повторяют, чтобы переработать. 3. Через рисунок можно: нарисовать и уничтожить/сделать весёлым или неопасным любой конкретный страх. Пусть ребёнок нарисует свой страх. Вы увидите его «образ». Вам станет понятнее- нужно ли тигра посадить в клетку или доктору положить в карман большое сердце. Расскажите ребёнку о его страхе подробнее — дайте ему его узнать ближе. (Тигры могут рычать, но они едят антилоп, а не людей; доктора нужны, чтобы лечить — и назовите успешно вылеченную хоть Вами часть тела ребёнка). Ваша задача — сделать образ страха нейтральным или положительным и дать ребёнку возможность самому найти выход. Можно рисовать страх водой — он сам испарится. Заканчивайте на позитивной ноте.4. Проиграть ситуацию можно с ребёнком от 8 мес. Дайте ему в руки докторские инструменты, которые травмировали его(купите натуральные или детские). Дайте любимую игрушку и предложите полечить. Попросите полечить себя. Он овладеет инструментами и поймёт, что с ним делали доктора, успокоится. 5. Сшейте куклу-доктора — она надевается на руку и поговорите от его имени с малышом. Может, ребёнок ему доверится больше, чем Вам. 6. Вместе с малышом сшейте и наполните халат и колпак для любой куклы. Халат и колпак должны быть с весёлыми секретами: машинками, надписями…. И ещё: как можно больше совместного творчества! Удачи! Напишите, как прошло общение!

Оставить комментарий

7 комментариев

  • Уважаемая Ольга!
    1. Скажите, есть ли варианты проработки страхов у детей в возрасте от 0 до 1года?
    2. Что вы подразумеваете под ярким светом: дневной свет, свет от лампы, свет от специального освещения, используемого, например, при проведении операций?
    3. Как определить, что грудной ребенок испугался, а не, например, удивился или восхитился?

    Заранее спасибо за ответы!

    • Уважаемая Екатерина, спасибо за интересные вопросы!
      1. Возраст от 0 до 1 года — важнейший период для установления контакта ребёнка и матери. Мать для дитя — есть весь мир. По исследованиям учёных дети до 1 года, находясь без матери более 3 месяцев впадали в депрессию, отказывались есть, играть. Страх ребёнка в этом возрасте не локализован. Он поглощает младенца и не контролируется им. От 0 до 3 лет важно просто быть рядом и своевременно успокаивать ребёнка, так как реакции страха в это время у младенца часты и естественны. Он не умеет пока реагировать по-другому. Моей дочке очень помогала музыка, которую она слышала ещё в животе, другая классическая музыка тоже. По исследованиям, дети любят Моцарта. С 3 месяцев у малыша фокусируется взгляд и он начнёт запоминать Ваше лицо, другие лица, игрушки. Займитесь профилактикой стрессовых ситуаций — улыбайтесь, носите с собой игрушки. Этот совет, скорее для родителей из детского дома или девиантной семьи, девочка, выросшая в нормальной семье, впитывает такое отношение с рождения. Говорите с малышом до и после стрессовых ситуаций, ваш голос успокоит его. Научные исследования показывают, что дети фиксируют информацию ещё в утробе матери и в 2-3 года способны воспроизводить её. Пусть ваш малыш сейчас не поймёт, что укол витамина не смертелен, но сейчас Вы его успокоите, а в 2-3 года он будет учиться терпеть. Примерно до 8 месяцев велика вероятность, что малыш будет с интересом относиться к врачам, если терпимо относится к раздеванию). А вот с 8 до 12 (и до 2,5-3 лет) весьма вероятен страх чужих, причём, скорее женщин, чем мужчин. Доктора у нас, в основном, женщины, хотя и не все. Тут вполне подойдут советы из статьи: игрушка-доктор, знакомство с предметами лечения и игра с ними.. Если Вас интересует конкретный страх -опишите его, я дам конкретную рекомендацию.

      2. Яркий свет -тот, который испугает младенца. Моя дочка в 6 месяцев невероятно разнервничалась в музее и кричала, пока я не поняла источник крика — яркие гологеновые лампы на потолке примерно 3 метров от пола. А 6 месяцев -это уже не новорождённый период, а грудничковый. Просто не допускайте, чтобы свет светил в лицо.
      3. Я правильно поняла, что у Вас есть грудничок и Вам иногда трудно его понять? Если так -то скажу, что Вы не одиноки, и любая мама всю жизнь прикладывает усилия, чтобы понять своё дитя. Но, ребёнок — человек. И,если, он пугается — он кричит. А, если удивляется, то долго-долго смотрит на предмет. Иногда сложно сказать, удивляется маленький малыш, или думает, но, уж точно, если кричит, то не восхищается и не радуется. Кричит — значит ему определённо плохо.
      Надеюсь, Вас удовлетворили ответы. Пишите ещё.
      С уважением, Ольга

    • И ещё. Какой бы ни был страх — если рядом любящие родители, у ребёнка огромные шансы переработать ситуации позитивно. Любовь лечит. Вот и весь секрет.

  • Ольга, посоветуйте, пожалуйста, как успокоить ребенка и избавить от последующего страха, если после посещения врача малыш испытал боль во время лечения? Ведь одно дело — настроить его перед первым визитом к врачу. А другое дело — повторный визит, когда ребенок уже знает, что человек в белом халате делал ему больно (ставил укол, сверлил зуб и т.д.)? Спасибо.

    • Аня, день добрый. Предложу Вам несколько вариантов, а Вы сориентируйтесь сами, какой больше подходит малышу. Советы будут в тех же областях помощи, которые затронуты в статье: разговор, игра, кукла, рисунок. Это основные формы взаимодействия с маленьким человеком. 1.Если малыш уже говорит — узнайте его переживания и эмоции: страх перед болью, злость на врача и на Вас, страх перед техникой. Возможно, во время разговора вы сблизитесь и малыш чуть-чуть отпустит ситуацию. 2. После разговора определитесь с методом: делайте то, что понятно Вам и близко ребёнку, чтобы избежать фальши и скуки. Если малыш не может говорить или не раскрылся — создавайте сами игровые ситуации, похожие на произошедшую реальность. Как правило, дети сами охотно их повторяют, чтобы переработать. 3. Через рисунок можно: нарисовать и уничтожить/сделать весёлым или неопасным любой конкретный страх. Пусть ребёнок нарисует свой страх. Вы увидите его «образ». Вам станет понятнее- нужно ли тигра посадить в клетку или доктору положить в карман большое сердце. Расскажите ребёнку о его страхе подробнее — дайте ему его узнать ближе. (Тигры могут рычать, но они едят антилоп, а не людей; доктора нужны, чтобы лечить — и назовите успешно вылеченную хоть Вами часть тела ребёнка). Ваша задача — сделать образ страха нейтральным или положительным и дать ребёнку возможность самому найти выход. Можно рисовать страх водой — он сам испарится. Заканчивайте на позитивной ноте.4. Проиграть ситуацию можно с ребёнком от 8 мес. Дайте ему в руки докторские инструменты, которые травмировали его(купите натуральные или детские). Дайте любимую игрушку и предложите полечить. Попросите полечить себя. Он овладеет инструментами и поймёт, что с ним делали доктора, успокоится. 5. Сшейте куклу-доктора — она надевается на руку и поговорите от его имени с малышом. Может, ребёнок ему доверится больше, чем Вам. 6. Вместе с малышом сшейте и наполните халат и колпак для любой куклы. Халат и колпак должны быть с весёлыми секретами: машинками, надписями…. И ещё: как можно больше совместного творчества! Удачи! Напишите, как прошло общение!

Оставить комментарий