Дети

Сказка как способ избавиться от страхов

Дети любят сказки. Особенно те, которые помогают им понять себя или справиться с каким-нибудь волнующим чувством. Сначала гномики, игрушки, звери, потом  феи, волшебницы, а после и герои мифов, легенд  становятся лучшими друзьями деток, сопровождают их в играх, фантазиях и снах. Долгое время у детей работает преимущественно правое полушарие, а образ, метафора как раз обращаются к нему, то есть сказка и дети находятся на одной волне восприятия.  Давайте разберемся, как можно помочь вашим чадам дома с помощью совместного или родительского сочинения, проигрывания  сказки в домашних условиях.

Сказка – это повествовательное произведение, в котором участвуют магические силы. Основное средство воздействия сказки – это метафора.  То  есть волшебство, плюс образный язык, плюс работа правого полушария.

Сказкотерапия — это такое направление практической психологии, которое позволяет людям лучше узнать себя и построить взаимодействие друг с другом, для доступа к богатейшему опыту коллективных знаний, для поиска новых смыслов и новых знаний, для создания волшебной атмосферы, в которой возможно многое несбыточное – тренировка умения мечтать.

Однажды заяц спросил лису: «Почему ты такая хитрая и злобная и ловишь нас, зайцев? Стань лучше такой же доброй, робкой, тихой, как мы». Лиса подумала и попыталась стать доброй, робкой и тихой. И у нее стали расти уши.

 Сказка помогает людям стать самими собой.  С помощью сказки психотерапевт  может помочь справиться с агрессивным поведением, робостью, молчанием, недержанием мочи, кала, научить социальным нормам, помочь справиться с утратой.

СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ 

В любой сказке, как правило, присутствуют следующие эле­менты:  герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение. Одно из объяснений данного феномена заключается в том, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, со­знательном и подсознательном. Сознание ребенка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное: ребенок со­чувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним, и даже когда узнает свою проблему, он все равно думает, это не про меня, это понарошку. Подсознание же «верит» услышанному и задает нужную программу изменений в поведении, переструктуриро­вании ценностей, взглядов и позиций.

КАК СОЗДАТЬ СКАЗКУ ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА

Для того, чтобы работа со сказкой была эффективной, нужно соблюдать  некоторые правила ее создания.

  1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ре­бенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Она должна соприкасаться с проблемой ребенка, как бы по касательной.
  2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя его сквозь фильтры своих проблем ребенок смог бы «увидеть» возможности нового выбора. Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, родители (или психолог) предлагают ему свои варианты решения сходных проблем.
  3.  Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: 1 Жили- были: статус-кво, начало сказки, встреча с ее героями (узнаваемыми и понятными ребенку персонажами). Психологи рекомендуют для детей 3-4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет — фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки 2. И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом (дискомфортом, вызовом), совпадающим по характеру с проблемой ребенка 3 Из-за этого… Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки
  4. Кульмина­ция Герои сказки справляются с трудностями
  5. Развязка. Результат действий героев сказки: «-» — герой, совершивший плохой поступок, наказан; «+» — герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
  6. Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется.

КАК РАССКАЗЫВАТЬ СКАЗКУ РЕБЕНКУ

Успех терапевтического воздействия сказок и историй во многом зависит от эффективной организации процесса расска­зывания.

  1. Создание для ребенка «зоны безопасности». В сюжете сказки могут сочетаться реальные и вымышленные события, персонажами могут быть лица, взятые из жизни, и герои любимых книг, мультфильмов, а также придуманные вами несуществую­щие животные, говорящие предметы и другие фантастические объекты. Такое соседство помогает ребенку сохранять ощу­щение, что это понарошку. Находясь в «зоне безопасности», ребенок не чувствует себя виноватым, не испытывает страха или смущения. Он просто слушает сказку, узнает что-то новое, что-то сопоставляет, сравнивает без всяких неприятных пси­хологических последствий. А это означает, что ребенок может поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке. 2. Сказку (историю) следует рассказывать непреднамеренно, будто бы случайно. Перед сном, во время тихой беседы, прогулки, когда защиты ребенка естественным образом ослабевают, вы и пу­скаетесь в болтовню. В эти моменты ребенок в полном смысле открыт — и сознательно, и бессознательно — для того, что вы хотите ему сказать. 3. Для сказки должно быть какое-то разумное основание. Можно начинать сказку словами: «У одной моей знакомой де­вочки на подоконнике стоял точно такой же цветок…», «У меня есть знакомый сказочник, который придумал продолжение сказ­ки (например, «Кот в сапогах»)…» или «Сегодня утром я видела по телевизору передачу…». Затем рассказывается история или содержание передачи, которую вы якобы смотрели утром. Если сказка рассказана доверительно, непринужденно и для нее име­лись разумные основания, ребенок будет слушать внимательно, то есть как раз так, как нам хотелось бы. 4. Никогда не анализируйте и не обсуждайте терапевти­ческую сказку сразу после ее окончания. Дайте ребенку время погрузиться в метафорический мир и отождествить себя с пер­сонажами и событиями придуманного мира. Позже, например на следующий день, можно обсудить, нарисовать и продолжить сказку. 5. Не перегружайте ребенка терапевтическими сказками и историями, чтобы он не утратил к ним чувствительность.

Можно попросить ребенка сочинить сказку на заданную тему, чтобы узнать его мнение на счет того, что Вас волнует.   Или на тему, которая по-вашему, волнует ребенка. Можно нарисовать рисунок на тему, а потом сочинить сказку про героев. Можно помочь ребенку сочинить сказку, или придумывать ее по предложениям.  Можно взять куклы и проиграть сказку по ролям, внося коррективы по ходу действия или задавая уточняющие вопросы.

Вот пример сюжетов для победы над страхом от сказкотерапевта  Д. Соколова.  Он считает, что изначальный страх могут победить другие эмоции (любовь, страх, вина, обида).

  1. Схема сказочного сюжета: Зайчик боялся темноты. Встретил друга котенка. Пошли вместе исследовать ночной лес. Чудовище оказалось веткой, страшный «желтый глаз» — фонарем. Встретившийся филин услал их спать, сказав, что дети ночью по лесу не гуляют. Принцип решения: Помощник (такой же, как герой). В самое пекло. Узнавание. Границы.
  2. Схема сказочного сюжета: Мальчик дружил с Солнцем и боялся Ночи. Ночь ушла. Сол­нышко без нее устало, стало плакать. Мальчик пошел звать Ночь и ее дочь Темноту. Те вернулись, и все сдружились. Принцип решения: Утрированная победа, ее негативные последствия. Для кого- то (покровителя). Диалектика.
  3. Схема сказочного сюжета: Крот боялся света. Влюбился в бабочку. Стал оставаться по утрам, любоваться ее полетом. Раньше он думал, что слепой, при дневном свете оказалось: видит! Принцип решения: Противоположность. Любовь. Постепенное привыкание. Отвлечение.
  4. Схема сказочного сюжета: Медвежонок потерялся в лесу, боялся идти домой из-за темно­ ты. Светящаяся блоха попросила его перенести ее на поляну, где у них — блох — собрание. Там обещала дать заклинание против 18 страха. По дороге кусала, но светила. На поляне медвежонок выучил «Э-ге-ге, о-го-го, не боюсь я ничего!» и побежал домой. Принцип решения: Промежуточная цель (конфетка посредине). Плата. Интернализация ресурсов.
  5. Схема сказочного сюжета: Аленушка боялась темноты. Осталась дома на ночь с Ива­нушкой. Везде жгли свет. Иванушка поранился ножом, Аленушка испугалась, побежала через поле за доктором. Только провожая доктора обратно, заметила, что совсем не боится темноты. Принцип решения: Вытеснил другой страх. Внезапность. Для кого-то (меньшего).
  6. Схема сказочного сюжета: Мама оставила мальчика-трусишку одного ночью. Он воз­мутился, оделся и пошел все рассказать бабушке. Та жила на другом конце города. Прошел через все темные улицы и дворы, нажаловался; пока возвращался, засыпал по дороге да где-то страх и потерял. Принцип решения: возмущение вытеснило страх.

Итак, дорогие родители, дерзайте, ищите подходящие сюжеты для своих чад и  слушайте их отзывы -дети вам многое расскажут через вымышленные истории, раскроют свой волшебный мир.

Ольга Алексеевна Пономарева проконсультирует и постарается помочь каждому, кто нуждается в ее помощи.

89525520602, 89036510623, skype: o-ponomareva, группа: ok.ru/psychologiavoronez

В статье использованы цитаты из книг: Д.Соколов «Сказки и сказкотерапия», Вачков И.В. «Развитие самосознания через психологическую сказку», Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем».

Ссылка на список книг сказкотерапевтов: http://www.5port.ru/skazkoterapiy